Добавить:
объявлениефото в альбомфирму в справочникновость
Навигация
ГлавнаяГостеваяНовости г.СуровикиноИстория СуровикиноСуровикинцыПамятьКарты городаФотогалереяВидео СуровикиноГородские автобусные маршрутыАвтобусы на ВолгоградГостиницы города СуровикиноПоездаГордость города СуровикиноОбъявления


ВолгоградRU

Оцените сайт surovikino.ru

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ ТКО
 
Официальный интернет-портал правовой информации
 

Региональная общественная инспекция 
участник конкурса Золотой Сайт МСУ 






© 2008 - 2018г. г.Суровикино.

Все права защищены

Запрещается копирование любых материалов сайта, элементов дизайна или фирменных обозначений без согласия администрации сайта (E-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script , Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script ). Авторские права и права использования защищены Законами РФ.







Главная >> История Суровикино >> 115 лет станции Суровикино

115 лет станции Суровикино

Печать

1.jpg

В этом году нашей железнодорожной станции исполнилось 115 лет. 1900 году была открыта ветка Царицын-Морозовская-Лихая, связавшая Волгу и восточный Донбасс. Она пролегла через х.Суровикино, который и дал название железнодорожной станции. Станции Лихая и Миллерово стали узловыми. К ним сходились почтовые тракты и доставлялся хлеб из окрестностей.

 

2.jpg

 

В 1917 году эта ветка вошла в состав Юго-Восточной железной дороги, куда входили также линии Козлов - Ростов с ветвями Графская - Анна и Графская - Рамонь; Орел - Грязи - Царицын; Харьков - Балашов с ветвью Таловая - Калач; Лихая - Царицын; Елец - Валуйки. Эксплуатационная длина дороги составляла 3252 версты, или 3470 километров.
Важное стратегическое положение станции обусловило то, что она явилась свидетельницей важнейших исторических событий.
Одна из страниц истории станции Суровикино относится к гражданской войне. На фасаде нашего вокзала висит мемориальная доска, посвященная событиям 1918 года и участию в них маршала К.В.Ворошилова.

 

6.jpg

Предлагаем вашему вниманию фрагмент из книги В.Гончарова и В.Меликова «Возвышение Сталина».

Начиная с 7 мая, со всех сторон на ворошиловские эшелоны наступали вражеские отряды. Фактически до 10 мая 1918 года шли упорные, ожесточенные бои с германскими полками и белодонскими отрядами в районе Белой Калитвы и к востоку от нее. Германская пехота под прикрытием броневиков и бронепоезда двинулась с запада от Лихой на Белую Калитву; белодонские казачьи отряды Фицхелаурова, Быкадорова и других — с севера и юга на участке железной дороги Белая Калитва, разъезд Жирное. Тов. Ворошилов организует решительное контрнаступление; он обрушивает свои удары отрядами Питомина, богураевцев, луганчан и др. на германцев и отбрасывает их к Лихой. Под мощным ударом красных отряды полковника Быкадорова (3500 бойцов, 8 орудий и 20 пулеметов), неся потери, в панике бегут на юг, от Белой Калитвы к станице Екатерининской. Богураевцы отбрасывают белых далеко на север от Усть-Белокалитвенской.
Белоказачьему командованию после боев в районе Белая Калитва было ясно, что на восток, к Морозовской, Чиру, Царицыну двигается грозная монолитная сила, которую эпизодическими наскоками не возьмешь, что необходимо ударить сомкнутой, крепко организованной компактной массой. Были посланы гонцы к Денисову и Мамонтову с донесениями и за инструкциями и директивами. Ответ последовал лаконический: всеми силами и мерами замедлить темп движения красных эшелонов, разрушать железнодорожные пути и станции, чтобы выиграть время, пока донское воинство не сорганизуется настолько, чтобы дать серьезное сражение где-то до линии Дона (станция Чир, Нижне-Чирская). Директивы гласили, что белоказачье командование не позволит красным эшелонам пересечь «великую казачью реку Дон».

Ворошилов и Руднев разработали план движения к Царицыну и охраны 80 эшелонов. В этих эшелонах находились до 50 000 рабочих с Украины и Донбасса, которые взяли свои семьи, чтобы не оставить их на растерзание озверелым классовым врагам. Эту массу людей надо было не только охранять от непрерывных налетов белых, но и дать ей питание и воду. Эшелоны с арьергардами растянулись от Белой Калитвы до Морозовской (до 75 км). Передвижение эшелонов на восток к Царицыну шло очень медленно. Луганский отряд и отряд тов. Питомина из одесских, черноморских моряков и грузчиков находились распоряжением тов. Ворошилова и Руднева в арьергарде и прикрывали все движение эшелонов. Эти отряды имели броневые платформы с артиллерией. По обе стороны растянувшихся кишкой эшелонов, в небольшом удалении от железнодорожной колеи нес охрану и двигался на восток целый ряд небольших, хорошо вооруженных отрядов. Впереди всех 80 эшелонов в виде авангарда двигался рабочий отряд с бронепоездом и бронеплатформами с орудийными установками.
5.jpg
К.Е. Ворошилов

Движение становилось с каждым километром все труднее: начиная с Белой Калитвы и на восток, к станциям Морозовская, Суровикино, Чир, белоказаки не оставляли в сохранности ни одной станции и водокачки, взрывали железнодорожные мосты, железнодорожные стрелки, разбирали на несколько километров железнодорожный путь, впрягали волов, гнули ими рельсы и увозили их с собой далеко в балки.
Пришлось организовать постоянный специальный железнодорожный отряд; на отряд возлагались все работы по восстановлению железнодорожного пути. Несмотря на полное взаимодействие и взаимоподдержку боевого и железнодорожного отрядов, движение не превышало 4–5 км в сутки, а отдельные эшелоны продвигались на восток, от Лихой к Царицыну, по 2–3 км в сутки.

Командование 5-й армии, учитывая, что станции Суровикино и Чир не заняты противником, решило отправить в Царицын санитарный поезд с больными и тяжело раненными, которые очень просили как можно скорее переправить их для лечения в условиях городских больниц.

От Морозовской до Царицына — день езды. Имевшиеся разведывательные данные говорили, что впереди железнодорожный путь не настолько занят белоказачьими отрядами, чтобы санитарному поезду с больными и ранеными нельзя было проскочить этот участок. Кроме того, казалось, что тяжело раненых и беспомощных людей, а также их жен и детей белоказаки трогать не будут. Но все же на всякий случай санитарному поезду дали небольшую охрану.

Вечером 22 мая санитарный поезд благополучно прибыл на станцию Суровикино. В нем было до 600 человек. Помощник начальника станции Суровикино Чиликин оказался белогвардейским агентом-предателем. За ночь он отвел в тупик санпоезд и угнал паровоз, сообщив через свою агентуру в штаб белоказаков полковника Попова о том, что можно с рассвета действовать, что охрана поезда небольшая и район Суровикино быстро перейдет в руки белых. И действительно, на станции Суровикино поезд простоял всю ночь, а на рассвете раненые и больные услыхали ружейные, пулеметные и артиллерийские выстрелы. Это наступали белоказачьи полки под командованием Попова. Среди обитателей санитарного поезда прошел слух, что к станции подошел казачий отряд с целью ее атаки, что паровоза у поезда нет, его куда-то угнали и что санитарный поезд за ночь загнан в железнодорожный станционный тупик с явным намерением передать поезд в руки белоказачьих отрядов. Дальше предоставим слово очевидцам этих событий, которые дают наглядное представление об ожесточенности борьбы на территории Донской области.
«Через пару часов наступающие начали вести артиллерийский обстрел. Снаряды падали вокруг поезда. У нас был какой-нибудь десяток винтовок, и мы были отрезаны от своих. Раненые в панике стали вылезать из вагонов, тут же падали. Часть расползлась по степи. Но скрыться было некуда. Каждый разрывавшийся снаряд вызывал новый прилив паники. Везде раздавались душераздирающие крики и стоны».

Небольшой красный отряд под командованием красных казаков-героев, товарищей Сысоева Михея Ивановича и Варламова Иосифа Кондратьевича, находившийся в районе станции Суровикино, геройски отбивал атаки озверелых белоказачьих шаек. Но силы были неравны. В бою погибли Сысоев и Варламов, а также 12 героев-бойцов; 18 красных партизан Суровикинского отряда были тяжело ранены. Белые ворвались на станцию и свирепо расправились с ранеными санитарного поезда.

 

 

n_a_rudnev.jpg
Н.А.Руднев


В этот момент к станции Суровикино подъезжал паровоз с прицепленной бронелетучкой, в которой находились товарищи Ворошилов, Руднев и Пархоменко. Они ехали из Морозовской по вызову Артема и Орджоникидзе на станцию Чир, где предполагали установить план для дальнейших действий. Но за одни сутки обстановка резко изменилась, и станции Суровикино и Чир были захвачены белоказачьими отрядами. Тов. Артему и Орджоникидзе пришлось уехать обратно в Царицын. Им стало ясно, что теперь эшелоны 5-й и 3-й армий совершенно отрезаны. Тов. Ворошилов и Пархоменко, не подозревая опасности, оказались в районе станции Суровикино как раз тогда, когда шла не поддающаяся описанию расправа белоказаков с больными и ранеными санитарного поезда. Очевидцы рассказывают:

 

 

image016.jpg
А.Я.Пархоменко

«И вдруг со стороны Обливской появился наш паровоз. С ним был один только пустой вагон. В нашем примитивном броневике ехали Ворошилов и Пархоменко. Но наш поезд был в тупике, и прицепить его было нельзя. Пархоменко ранило в плечо. Начали втаскивать раненых в вагон, поместили туда несколько семей. Люди ползли, цеплялись за колеса, за рессоры, лезли на буфера, на тендер. Надо было торопиться. Успеют взорвать враги путь — погибнут наш броневик и наш Ворошилов. Поднялась стрельба снарядами по эшелону. Бронелетучка, обвешанная людьми, отошла от станции под градом пуль. Нас несколько человек уцепились за рессоры. Потом четырех из нас перебросили к котлу. Во время дороги двоих убило. Паровоз № 585 был весь изрешечен пулями. Вокруг рвались снаряды».

Тов. Ворошилову удалось прорваться со станции Суровикино и тем самым вырвать из лап смерти ту часть больных и раненых и их семей, что успела погрузиться на бронелетучку и в вагон, в котором приехал тов. Ворошилов. Вернувшись к своим отрядам, которые уже находились в районе Облиевской, тов. Ворошилов немедленно повел наступление на станцию Суровикино, чтобы спасти оставшихся раненых. После ожесточенных кровопролитных боев к 27 мая белые были разбиты и их остатки были выбиты из района станции Суровикино, которая перешла в руки красных отрядов тов. Ворошилова.

 

 

4.jpg


Перед красными отрядами предстала ужасающая картина белоказачьего изуверства. Из всего состава санитарного поезда в живых остались несколько десятков человек, остальные, более 500 человек, были замучены, зарублены и подвешены к потолкам вагонов вниз головой. Так отомстила белоказачья контрреволюция за продолжающееся продвижение красных эшелонов на восток. Не имея сил остановить их в открытом бою, она выместила свою злобу на больных и раненых, совершенно беззащитных людях и зверски истребила их.

В суровикинской трагедии — одной из потрясающих кровавых страниц Гражданской войны — еще более раскрылось звериное лицо белогвардейской контрреволюции. Эта трагедия, относящаяся к 23 мая 1918 года, показала, как глубоко прав был тов. Ворошилов, разоблачивший тех, кто настаивал на том, чтобы покинуть эшелоны и походным порядком идти по белоказачьим станицам с женщинами и детьми. Нет сомнений, что это привело бы к мучительной гибели тысячи людей от руки классовых врагов, бешено ненавидевших Пролетарскую революцию.

Организаторы суровикинского избиения изобразили чудовищную расправу над больными и ранеными как «генеральное сражение с большевиками». За эту изуверскую резню белоказачий полковник Попов получил от атамана Краснова чин генерала.

 

 

Комментарии  

 
0 #9 Н.Станогина 2015-12-20 08:36 А кто вам сказал, что я мирюсь с чем-то? Это ваши домыслы… Цитировать
 
 
0 #8 Петрович 2015-12-20 04:57 Цитирую Н.Станогина:
Спасибо за информацию! Но жить нужно в мире.

ага и молча смиряться с тем, как власть срет нам на головы.
Цитировать
 
 
0 #7 Н.Станогина 2015-12-19 19:42 Спасибо за информацию! Историю нужно знать, хороша она или плоха, и делать определенные выводы. Но жить нужно в мире. Цитировать
 
 
0 #6 казак Дона 2015-12-19 12:41 в результате введения дополнительных сборов по системе ПЛАТОН, за пользование дорогами, на все товары взлетят цены! к сведению. Цитировать
 
 
0 #5 Жителю 2015-12-19 12:38 Цитирую Житель811:
Зачем на вывеске названия станции написали по английский? Ждете кого-то "от туда"?..
А ПОЧЕМУ НИГДЕ В СМИ НЕТ НИ СЛОВА О ВОССТАНИЯХ И ПРОТЕСТАХ ДАЛЬНОБОЙЩИКОВ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ?
с нашей области люди тоже участвуют в этом кстати.

Почему нет ни слова про это? ни намека. Что цель акций протеста, охвативших всю страну -отменить неприемлемые поборы и налоги и поборы с дальнобойщиков и водителей, а так же ПОЛНАЯ ОТСТАВКА ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ, если власти не выполнят справедливых требований народа.
Цитировать
 
 
0 #4 ГЫ 2015-12-19 07:24 мда достижения великие-даже станцию можно закрыть за ненадобностью-пора ведь зачем паровозы в 21 веке-когда космические корабли бороздят просторы вселенной-прогресс на лицо :lol: Цитировать
 
 
0 #3 Житель811 2015-12-17 20:51 Зачем на вывеске названия станции написали по английский? Ждете кого-то "от туда"?.. Цитировать
 
 
+1 #2 Джек 2015-06-19 22:18 115 лет Истории это конечно очень хорошо но на сегодняшний день по какой причине станция закрыта в вечернее и ночное время не понятно - что делать приезжим людям жителям села или убывающим на дальних поездах - на улице ожидать Непонятно? Цитировать
 
 
0 #1 Потомственный казак 2015-06-19 02:30 Уважаемые казаки и не казаки.Пусть вся эта столетней давности трагическая история будет одной из страниц истории нашего многострадально го Дона. Всякая война - "грязь", а гражданская тем более, когда бьются брат с братом, отец с сыном. Это мы видим сейчас в пару сотен КМ на запад от нас. Публикация фрагмента из книги "Возвышение Сталина" - попытка напомнить о том, что наши предки- сражавшиеся под знаменами триколора были звери, а предки, сражавшиеся под знаменами кумача, были паиньками. Не надо вводить смуту! Все были "хороши"! На то она и гражданская война! Или забыли зверства красных в Н-Чирской и Суворовской. А последующий геноцид. Как можно говорить сейчас о предательстве Чиликина или о геройстве Сысоева и Варламова. Не нам их судить через сотню лет, это не благодарное дело. Под знаменами сысоевых, варламовых и еже с ними, мы прожили семь десятков лет. Не пошло! Сейчас живем под знаменами Мамонтова, Попова, Быкадорова. Давайте примиряться, а не наводить смуту в умах и враждовать. Вдумайтесь! Потомков белоказаков, на Дону больше, чем потомков сысоевых и варламовых. Ну и что, теперь!? Справедливости ради, на стене ст. Суровикино, рядом с доской Ворошилова, надо поместить доски Мамонтова и Попова. Слабо!!! Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

« Наша история и гордость   80 лет служения книге »
Версия для слабовидящих
0.0605