Уже 20 ноября 1990 года был принят
федеральный закон «О государственных пенсиях в РФ», который положил начало
формированию в России пенсионной системы нового типа. Задача
стояла — перейти от советской распределительной (всё пенсионное обеспечение за
счёт государства) к страховой системе (основа пенсионной системы формируется за
счёт страховых взносов от работодателей за каждого работающего, также есть
государственное и негосударственное пенсионное обеспечение).
Новые задачи выполнения социальных
обязательств были возложены на созданный Пенсионный фонд России —
самостоятельный внебюджетный фонд, денежные средства которого не подлежат
расходованию на другие цели, кроме выплаты пенсий и социальных пособий.
Дата основания ПФР — 22 декабря 1990
года. За прошедшие 30 лет Пенсионный фонд из
кредитно-финансовой организации превратился в крупнейшую в стране
систему оказания государственных социальных услуг, которая сопровождает
человека с момента его рождения и ведёт по жизни.
Сегодня помимо выплаты пенсий (страховых,
социальных, государственных) Пенсионный фонд России осуществляет:
- выплату всех видов пособий льготным и
малоимущим категориям граждан;
-
выдачу государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал;
-
реализацию программы государственного софинансирования пенсий;
-
формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсии и ещё
целый ряд функций.
У ПФР год от года появляются новые
задачи, для решения которых внедряются современные программы и новые методы
работы. По многим позициям, особенно в области предоставления госуслуг в электронном виде, Пенсионный фонд является
передовым. Из последнего: ПФР является оператором и разработчиком Федерального
реестра инвалидов (общероссийской базы данных для инвалидов и органов власти,
оказывающих услуги и меры соцподдержки инвалидам), а
также Единой государственной информационной системы социального обеспечения
(ЕГИССО). С 2020 года ПФР занимается переходом на электронный формат ведения
трудовой книжки. Практически все
услуги Пенсионного фонда сейчас можно получить дистанционно, не выходя из дома
— в условиях пандемии такая возможность стала более чем актуальна. Но и до
появления коронавируса развитие электронных
технологий, избавление граждан от личного посещения ПФР, минимизация участия
человека в сборе и предоставлении справок и документов и в целом быстрота и
удобство при получении госуслуг стояли во главе угла,
определяли развитие, модернизацию процессов в Пенсионном фонде.
Новейшими результатами данной работы
стало появление в 2020 году так называемых проактивных
услуг — то есть гражданину не надо обращаться с заявлением в ПФР, Пенсионный
фонд всё сделает самостоятельно. Так, автоматически сегодня оформляется СНИЛС
на рождённого ребёнка и поступает в личный кабинет мамы на портале Госуслуг. Сюда же, в личный кабинет приходит теперь и
сертификат на материнский капитал — беззаявительно,
при рождении уже первого ребёнка. Проактивно
оформляется и социальная выплата (ЕДВ) инвалидам и детям-инвалидам: о том, что
выплата назначена её получатель узнает из электронного
или смс-сообщения.
Несмотря на бурное развитие
цифровых технологий, определяющим в
любой сфере по-прежнему остаётся человеческий фактор. Пенсионный фонд России
сегодня — это сплав профессионалов, чей
стаж в сфере социального обеспечения порой превышает 30 лет, и молодых кадров:
все вместе они ежедневно трудятся над решением
поставленных задач государственного масштаба.